Главные новости
С Днем строителя!
Дорогие коллеги, партнеры, друзья! От всей души поздравляем вас с профессиональным ...
- Показать все главные новости
Некоммерческое партнерство энергоаудиторов «Инженерные системы-аудит»
В первом полугодии 2013 года Министерство энергетики РФ направит в Правительство РФ пакет поправок в закон «О теплоснабжении». В соответствии с изменениями могут появиться новые финансовые инструменты, которые должны помочь муниципальным образованиям справляться с модернизацией инженерного оборудования.
По мнению эксперта Института РАН, для модернизации инженерных сетей необходимо ввести инструмент «общественного договора», в соответствии с которым, государство возьмет на себя обязанность по приведению теплового хозяйства к нормальному состоянию. При этом население обязалось бы перейти на 100-процентную оплату тепла.
«Теоретически такой подход не является чем-то новым. Оплата модернизации за счет самих жильцов – это схема, которая лежит в основе энергосервисного контракта. Жители многоквартирного дома берут заем в банке, специалисты устанавливают индивидуальный тепловой пункт. После первого же отопительного сезона коммунальные платежи снижаются. И полученная экономия идет на дальнейшие мероприятия по модернизации отопительной системы или другие статьи капитального ремонта. В отличие от «общественного договора» со сроком реализации 10-20 лет, энергосервисный договор может обеспечить окупаемость в течение 4-5 лет», – отмечает Вячеслав Гун, заместитель директора отдела тепловой автоматики компании «Данфосс» (ведущий мировой производитель энергосберегающего оборудования).
По словам специалистов, устаревшие схемы теплоснабжения с качественным регулированием параметров теплоносителя на источнике ведут к энергетическим и финансовым потерям. «Только за счет установки индивидуальных тепловых пунктов с погодным регулированием по каждому дому можно добиться снижения потребления энергии в среднем от 15 до 30 % », – говорит Вячеслав Гун («Данфосс»).
Однако изношенная инженерная начинка дома – это не единственный источник «утечки ресурсов». Например, при производстве тепла в котельных теряется 20-25% тепловой энергии. Центр стратегического развития (ЦСР) ТГК-4 в своем докладе о состоянии российского теплоснабжения отметил, что «одной из возможностей повышения эффективности теплового бизнеса является модернизация мелких и средних неэффективных котельных. Чаще всего такие котельные характеризуются низким КПД, высоким износом и ненадежностью, требуют постоянного присутствия персонала. Потенциал от модернизации всех имеющихся в отрасли котельных даст экономию более 4 млрд. долл. в год».
В российских теплосетях при передаче теряется 20-30% тепла, что в три раза больше зарубежных показателей. «Сети изношены очень сильно – на 80-90%. Потери в трубах по теплу и по воде составляют 50-60%», – отметил Андрей Воробьев, ВРиО губернатора Московской области.
Износ сетей практически во всех регионах РФ превышает 70%. «Причиной этому является советское наследство: низкое качество прокладки сетей и низкая энергоэффективность многих зданий в России, тенденция укрупнения тепловых мощностей ТЭЦ и другое. Сегодня объем рынка теплоснабжения в РФ по стоимости реализованной продукции достигает 1 трлн. руб. При этом потенциал экономии энергии – 55-60% от потребляемого тепла», – подчеркивает Юрий Синяк, главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.
Исправить ситуацию может комплексный подход к модернизации инженерных сетей.